Основной навык коуча – находиться в коуч-позиции.

Коуч-позиция – это определенное состояние :

  • Состояние незнания и любопытства.

    Коуч не знает, и ему не нужно знать или понимать содержание рассказа. И у него нет никаких собственных интерпретаций слов клиента. В то же время у коуча присутствует искренний интерес к структуре рассказа и карте мира клиента.

  • Состояние центровки.

    Лишь когда когда коуч находится в центровке, в полном контакте с самим собой, эффективные вопросы рождаются сами собой.

  • Полная безоценочность.

    У коуча нет никаких оценок для действий или суждений клиента. Есть полное принятие клиента и уважение к нему.

  • Уверенность в наличии всех ресурсов и возможностей у клиента.

    Это безусловная вера в успех клиента, которая выводит клиента за границы его привычного мышления.

  • Отсутствие желания помочь клиенту.

    Как ни парадоксально на первый взгляд кажется, но это именно так. Отсутствие желания помочь приводит к ответственности клиента. И наоборот, если вдруг «коуч» сильно хочет помочь клиенту, он автоматически становится в родительскую позицию для своего клиента, и берет ответственность за его жизнь на себя.

Также для коуча важны навыки:

  • Создать атмосферу доверия, пространство для роста.

    Только в таком едином пространстве возможно раскрытие клиента, его искренность с самим собой.

  • Видеть, слышать и чувствовать клиента.

    Коуч слушает внимательно и осознанно. При таком слушании внутренний диалог отсутствует, отлично работает интуиция. Клиент ежесекундно что-то сообщает о себе и своей жизни – каждым взглядом, жестом, изменением мимики, интонации. Все это важно, коуч отслеживает такие невербальные реакции клиента, которые дают много информации о его состоянии и внутренних процессах.

  • Говорить на языке клиента.

    Коуч употребляет в своей речи те же слова, которые использовал клиент. Если нужно, использует жесты клиента. Взаимопонимание устанавливается на самом глубинном уровне.

  • Давать обратную связь клиенту.

    Коуч показывает разницу между тем, что есть и тем, что думает или показывает клиент. Без оценки и интерпретаций, выводы клиент делает сам.

  • Моделировать ситуации.

    Клиент имеет возможность смоделировать свое поведение, прожить определенную ситуацию.

  • Задавать эффективные вопросы.

    Это вопросы, которые ведут клиента к его цели, выводят его за собственные рамки. И вопросы, которые он сам бы себе никогда не задал.

  • Соблюдать баланс поддержки и фрустрации.

  • Использовать необходимый инструментарий, техники.

И, конечно, коуч обладает навыком самому постоянно развиваться и расти, учиться и воспринимать новое, повышать свой уровень.