Эмоциональный интеллект
Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами
Впервые обозначение EQ, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта – ввел в 1985 году Р. Бар-Он. В1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта».
А в 1995 г. в США вышла книга Дэниэла Гоулмана «Emotional Intelligence», которая заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, в том числе его способности к достижению успеха.
Почему же так важен уровень эмоционального интеллекта?
Установлено, что успешных людей отличает именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта (EQ).
Опираясь на исследования Дэниэла Гоулмана, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение — ее успех на 85% определяется уровнем эмоционального интеллекта, и только на 15% он определяется с помощью IQ.
А по результатам исследований американских психологов Дж. Мэйера и П. Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей».
Наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях, лучше управляют своими подчиненными, свободны от многих страхов и сомнений, могут легко действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Кроме того, эмоциональный интеллект помогает понимать мотивы других людей и находить способы эффективного взаимодействия с ними.
Эмоциональный интеллект формируют четыре навыка:
- самовосприятие (самосознание)
- управление собой (самоконтроль)
- социальная восприимчивость (эмпатия)
- и управление отношениями.
Первые два относятся к внутриличностной компетенции, вторые – к социальной.
Самовосприятие – это способность разбираться в собственных эмоциях, понимать, почему какое-то событие приводит к той или иной эмоциональной реакции. Для людей с высокой степенью самовосприятия характерна четкость в понимании того, что именно они могут делать хорошо, что является источником мотивации и удовлетворения, и какие люди и ситуации способны нажимать на их «кнопки». Человек, обладающий высоким самовосприятием, чаще пользуется правильными возможностями, использует свои сильные стороны для решения рабочих вопросов и не позволяет эмоциям мешать ему.
Управление собой – это способность использовать знание своих эмоций для того, чтобы оставаться гибким и позитивно управлять своим поведением.
Под социальной восприимчивостью подразумевается способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Чтобы развить этот навык, нужно учиться слушать и наблюдать.
Управление отношениями – умение использовать способность воспринимать свои и чужие эмоции, чтобы эффективно выстраивать взаимодействие .