Существуют биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта.

Биологические

  • Наследственные задатки эмоциональной способности. Для лиц с высокоразвитой эмоциональной способностью характерно хорошее сочетание удовлетворения личных потребностей с интересами общества. Слабо развитая эмоциональная способность частично наследственна и предполагает незрелые и непроработанные чувства.
  • Правополушарный тип мышления. Установлено, что музыканты лучше идентифицируют эмоциональное состояние говорящего, чем математики;  люди с правополушарным типом мышления более эмпатийны, чем лица «мыслительного типа».
  • Экстраверсия. Эмоциональность является базовым параметром темперамента; её проявления преобладают у лиц экстравертированного типа. Экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты.

Социальные

  • Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония – способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира,  эмоциональное созвучие. Синтоническая личность переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте, чувствует себя в гармонии с людьми  и с природой.
  • Уровень развития самосознания. Механизмы саморегуляции, как и синтоничность, закладываются на самых ранних ступенях развития личности. Вся система личностной саморегуляции базируется на степени развитости самосознания. То есть, степень развития самосознания выступает в качестве предпосылки к управлению собственными эмоциями.
  • Гендерные особенности воспитания. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин – внутриличностных показателей.

В любом случае каждый человек может развить эмоциональный интеллект до желаемого уровня. Самый быстрый и эффективный способ – индивидуальная работа с коучем.